Полученные в результате исследования реакции совмещают в себе графическую и вербальную знаковые системы. Графический код на геоментальных картах передается объектами (топономами (термин А.Я. Бродецкого для обозначения репрезентированного пространственного опыта человека [Бродецкий 2000: 20]) и их атрибутами: размером и протяженностью объектов; расположением в пространстве относительно друг друга; и нек. др.
В картосемиотике разработан язык описания географических карт. Так J. Bertin говорит о восьми переменных: TWO DIMENSIONS OF THE PLANE, а также SIZE, VALUE, TEXTURE, COLOR, ORIENTATION, and SHAPE, используемых для представления “point (a position without area), a line (a linear position without area), or an area” [Bertin 1983: 7].
В случае со «наивными» картами мы имеем дело с двумя типами переменных: зависимыми (все перечисленные выше переменные) и независимыми (социально-демографические и территориальные характеристики информантов). В целом, анализ материала позволяет представить следующую модель описания объектов:
- Графические типы объектов:
— точки (например, города);
— линии (границы, реки и др.);
— поверхности – замкнутые линии (страны, регионы, моря и др.);
— пиктографические объекты (например, представление тайги в виде нескольких схематично нарисованных хвойных деревьев);
- Графические характеристики:
— размеры объектов (длина, площадь);
— фактура объектов, в частности: тип линии (прямая / кривая; сплошная / прерывистая; тонкая / толстая; замкнутая / разомкнутая);
— расположение объектов в пространстве (как безотносительно к другим объектам, так и относительно других объектов);
— наличие / отсутствие объектов (например, отсутствие государственных границ, отделяющих друг от друга соседние государства);
— заполненность карты объектами (выражается в том числе и в количественных показателях) и др.
Вербальный код представлен в виде топонимов разного типа; присутствия либо отсутствия текстового материала, сопровождающего описание нарисованных объектов; непосредственно самого текстового материала на естественном языке, сопровождающего графические объекты.
Используемые переменные имеют некоторые отличия от принятых в картосемиотике, в частности, для ментальных карт важный параметр — не только присутствие, но и отсутствие объектов (“фигура умолчания”); а также степень заполненности объектами «наивной» карты. В то же время семантика знаков «наивной» карты не настолько “строга”, как в настоящих географических картах; более вариативна.
Литература:
Bertin J. Semiology of Graphics: Diagrams, Networks, Maps. University of Wisconsin Press 1983. 440 p.
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.